|
Рынок магния интересен тем, что он весьма невелик. Узость магниевого рынка вызвана небольшим применением этого металла в промышленности (металл используется, в основном, для изготовления лёгких авиационных и автомобильных сплавов, магниевых протекторов для защиты от коррозии трубопроводов, резервуаров для нефтепродуктов, в качестве обессеривающего агента в чёрной металлургии, в прецизионном литье, для изготовления корпусов морских судов и в химической промышленности) . Эта рыночная ниша, где основной потребитель продукции - авиастроительная отрасль, живет по законам цикличности. Однако ожидания на закономерный подъем не оправдываются из года в год. Более того, глубина падения превосходит самые пессимистичные прогнозы. Сегодня рынок лишь готовится к повышенному потреблению магния, только когда и как это произойдет - неизвестно, хотя специалисты ожидают роста рынка уже больше четырех лет.
Общемировой спрос на этот металл в первые годы нового века не дотягивает и до 400 тыс. тонн. Плохая конъюнктура на мировом рынке сохраняется и сегодня. По данным Международной магниевой ассоциации (IMA), производство магния в мире на сегодняшний день составляет 415 тыс. тонн, т.е. имеется некоторое превышение предложения над спросом.
В течение 2002 года уровень цены магния снижался, поскольку китайские производители магния сбили общемировые цены на этот металл до 1600 долларов за тонну. В конце 2002 года еще был оптимистичный настрой, когда стоимость его немного выросла: китайские производители начали повышать цены на магний в ожидании демпинговой пошлины на свой товар в Европе. Это событие должно было произойти в конце 2002 года, но было отложено на начало 2003 года. Однако война в Ираке скорректировала положительные тенденции. Разумеется, в сторону ухудшения.
Для сравнения : цены на магний в начале 90-х годов, когда после окончания холодной войны магний шагнул в гражданскую промышленность, колебались в пределах $3200-3300 за тонну. В 1995-96 гг. была самая блестящая конъюнктура - цена на магний подскочила до $4500-4600 за тонну. Однако именно в это время на рынке впервые появились китайские производители, которые завалили рынок дешевым магнием. 2002 год стал очередным годом экспансии китайского магния на мировой рынок. На конъюнктуре продолжают сказываться закрытие производств магния в Европе, перенос сроков реализации проектов по вводу новых мощностей из-за снижения цен на металл китайскими поставщиками.
Помимо российских прикамских предприятий (Соликамского магниевого завода (СМЗ) и Березниковской "Ависмы") во времена СССР выпуском магния занимались лишь завод в Калуше (Украина), Запорожский титано-магниевый комбинат и Усть-Каменогорский комбинат (Казахстан). После развала Союза три последних были вынуждены свернуть производство магния.
Главные конкуренты российских заводов на мировом рынке : 1) норвежская компания "Норск Гидро" (Norsk Hydro), владеющая двумя предприятиями в Беканкуре (Канада) и в Порсгрюнне (Норвегия). Эти два предприятия производят более 100 тыс. тонн магния в год, тогда как заняты на этих них менее тысячи человека (это вместе со штаб-квартирой в Брюсселе); 2) мелкие китайские предприятия, каковых насчитывается более 100. 35 из них имеют мощности более 3000 тонн в год, а 30 - от 1000 до 2000 тонн. В 2000 году суммарные производственные мощности китайских заводов составляли около 250 тысяч тонн, однако они не были загружены полностью (тогда Китай произвел суммарно 190 тысяч тонн металла). Сегодня Китай является самым крупным производителем магния в мире. По оценкам специалистов, внутри страны в прошлом году было потреблено порядка 15 тысяч тонн, а в этом году прогнозируется 25 тысяч тонн благодаря продолжающемуся росту в автомобильной и сталелитейной промышленности страны. Экспорт металла в 2002 году составил более 185,1 тыс. тонн, что на 18,2% больше, чем в 2001 году. Причем наибольший рост отмечен в производстве сплавов - 58,6%, что свидетельствует о намерениях китайцев диверсифицировать производство в сторону более качественного уровня продукции. При этом лишь 3 из 100 китайских предприятий получают магний электролизом магниевых солей, в то время как остальные используют кремний-термический передел, дающий продукт с существенным количеством примесей.
12 китайских предприятий располагают оборудованием для производства расходуемых магниевых анодов, используемых в производстве магниевых протекторов, предотвращающих коррозию, а 10 компаний могут производить магниевый порошок и гранулы в количестве до 80 тысяч тонн в год.
Китай располагает огромными запасами магниевого природного сырья - 3,145 миллиардами тонн магнезита, из которых 78% подходят для производства металла. Кроме того, в стране имеются запасы доломитовых руд в количестве, превышающем 4 миллиарда тонн, а бассейн Chaidamu богат калиево-магниевыми рудами.
По мировым меркам оба российских завода являются средними предприятиями. На СМЗ (с численностью работающих 3 тыс. человек) имеется возможность производить всего около 20 тыс. тонн магния в год. Объем производства и поставок магниевой продукции АО "АВИСМА" в 2002 году составил 26 тыс. тонн.
При этом "АВИСМА" действовала с учетом негативных тенденций, сложившихся на рынке. Стратегическим направлением в деятельности предприятия стало заключение долгосрочных соглашений на поставку магния с крупнейшими мировыми потребителями, такими как Alkoa и Meridian в Северной Америке, Georg Fischer Moesner в Европе. В русле решения связанных с этим задач продолжалась работа над проектом создания комплекса по производству крупногабаритных магниевых слитков, в которых остро нуждаются потребители. Продолжались работы по созданию и производству новых сплавов для применения в автомобильной промышленности.
Поиск путей снижения себестоимости магния шел постоянно. Это и попытка добиться снижения тарифов на электроэнергию (долго дискутировавшийся вопрос о возможности выхода компании на ФОРЭМ), уменьшение производственных затрат и накладных расходов, совершенствование схем поставок с постепенным переходом на поставки через дистрибьюторскую сеть АО "ВСМПО" - TIRUS.
Несколько уменьшился объем поставок российским потребителям - группе "Русский алюминий" и "СУАЛ-Холдингу". Зато увеличилась поставка магниевых протекторов для защиты от коррозии трубопроводов, резервуаров для нефтепродуктов, корпусов морских судов. По отношению к предыдущему году отгрузки увеличились на 9% и составили 794 тонны. Основным потребителем протекторов было ЗАО "Татнефть" (45,5% от общего объема отгрузки).
В январе 2002 года рентабельность производства магния на "Ависме" составляла 18%, а год компания закончила с рентабельностью 3,5%, так как цены на мировом рынке были ниже себестоимости. С другой стороны, сказались и внутренние проблемы - непрекращающийся рост цен на энергоносители. И все же руководители предприятия надеются, что первый шаг в разрешении энергетических проблем принесёт положительные результаты.
Недавно прошедшее собрание акционеров АО "АВИСМА" утвердило задачи на предстоящий период. Это - активный поиск путей снижения производственных затрат за счет инженерно-технических мероприятий, повышение качества магния и магниевых сплавов. По словам топ-менеджеров, акционерное общество должно быть готово к борьбе за применение продукции в автомобильной промышленности, где в ближайшее время ожидается рост. В то же время магниевым сплавам придется конкурировать с другими современными материалами, такими как пластик и сталь.
Существенно хуже, чем на "Ависме" складывались в последнее время дела на Соликамском магниевом заводе, крупнейшими акционерами которого, по состоянию на май 2002 года, являлись компания RGF - 50,03%, швейцарская фирма Minmet FC - 26%, основной поставщик карналлита - сырья для производства магния ОАО "Сильвинит" - 6%, ЗАО "ФТК" - 5%. Если в 2000 году предприятие выработало 18021 тонну магния, в 2001 - 17195, то в 2002-м - всего лишь 16857 тонн. При этом в 2000-м и 2001-м годах предприятие имело прибыль соответственно в 340 и 252 миллиона рублей, то прошлый год компания закончила с убытками в 151 миллион рублей. На текущий год менеджеры компании запланировали убытки в размере 155 миллионов рублей, хотя, по их расчётам, выручка на заводе увеличится на 250 миллионов рублей.
|
|